МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Балабаново"
Калужская область, Боровский район, г. Балабаново
  • Информационная безопасность

    Важным требованием обеспечения деятельности образовательного учреждения является поддержание высокого уровня информационной безопасности. Причем ИБ здесь имеет свою специфику. Помимо защиты баз данных и предотвращения хакерских атак, важно оградить учащихся от любых проявлений пропаганды и манипуляций. Поэтому построение системы информационной безопасности в образовательной организации должны осуществлять специалисты, которые имеют соответствующий уровень квалификации и опыт.

    Детские безопасные сайты

    •    http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    •    http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
    •    http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
    •    http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
    •    http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
    •    http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
    •    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
    •    http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
    •    http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
    •    http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.
    •    http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.
    •    https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
    •    http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.
    •    http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей. 

    Родителям

    1. Оскорбления, травля
    Представьте: вы идёте по улице, а навстречу вам, улыбаясь, бабушка с собачкой. И вдруг, поравнявшись с вами, она начинает поливать вас отборными ругательствами: критикует вашу причёску, одежду, походку, форму носа и вообще ведёт себя просто непотребно.
    В жизни такие ситуации встречаются крайне редко, но в интернете происходят сплошь и рядом. И вот ребёнок выкладывает видеоролик на YouTube или фотографию в соцсетях, а кто то оставляет под ними оскорбительные комментарии.
    Такие сообщения могут сильно расстроить и задеть ребёнка, а также понизить его самооценку.
    Что делать
    Если ребёнок рассказывает, что его обижают в интернете, ни в коем случае не отвечайте в духе «Ну а что ты хотел? Крепись, терпи».
    Неудачным будет и другой ответ: «Да ладно, это же просто комментарий. Ерунда, не бери в голову». Так вы только покажете, что родитель не будет возиться с такой «мелочью», как переживания ребёнка.
    Обязательно выслушайте. Вместе отправьте жалобу на комментарии, которые его расстроили, или удалите их. Покажите, как блокировать обидчиков и добавлять их в чёрный список.


    2. Опасные эксперименты
    Вы ушли на работу, а ребёнок насмотрелся видео о том, как сделать пушку, стреляющую картофелем, или как провести опыты с уксусом, и решил поэкспериментировать. В итоге в кухонном столе дырка, а ребёнок обжёг себе пальцы. Хорошо ещё, что квартиру не спалил.
    Конечно, блогерам важнее сделать весёлое и цепляющее видео, чем научное и серьёзное. Поэтому они часто пренебрегают правилами безопасности и мотивируют детей зрителей делать то же самое. На экране всё выглядит здорово, но в реальности ребёнок подвергает опасности себя и окружающих.
    Что делать
    Посмотрите такие ролики вместе с ребёнком. Обратите его внимание на технику безопасности и на то, что такие опыты можно проводить только предупредив родителей. Заранее проговорите, что можно делать без вас (например, опыты с растворением соли), а что — ни в коем случае нельзя (например, работы с огнём).
    То же самое может касаться и роликов, в которых люди выполняют смертельно опасные действия: залезают на высотки, перебегают рельсы перед идущим поездом и так далее. Обсудите, чем руководствуются авторы такого контента и чем это может закончиться для желающих повторить.


    3. Вирусы
    Вы научили ребёнка пользоваться поисковиком, и теперь он может не только искать в интернете материалы для рефератов, но и скачивать музыку или игры. И вот компьютер начинает тормозить и зависать, а на экране то и дело появляются рекламные баннеры, блокирующие всю работу (и хорошо, если не со взрослым контентом).
    Что делать
    Во первых, обязательно установите на компьютер антивирус.
    Во вторых, спросите у ребёнка, что ему нужно скачивать: картинки, музыку, видео? Вместе составьте список сайтов, которым вы доверяете. Договоритесь, что без вас ребёнок скачивает что либо только оттуда, а если есть сомнения, пусть сначала спросит у вас. Подумайте также, какой контент потребляет ребёнок. Если вы сами смотрите сериалы на Netflix или слушаете музыку в Google Play, заведите ребёнку отдельный профиль. Хороший вариант — оформить семейную подписку.


    4. Контент для взрослых
    Дети попадают на такой контент не всегда осознанно. Бывает, что ребёнок искал картинки с поездами, а наткнулся на фото с трупом на рельсах. А иногда ребёнок понимает, что в интернете можно найти что угодно, и начинает искать что то целенаправленно, например, откровенные фото и видео.
    Что делать
    Советуем учитывать возраст ребёнка. Для детей до 9 лет блокируйте взрослый контент с помощью программ родительского контроля. Если дети старше, выбор за вами: либо продолжать блокировать, либо убрать контроль и принять риски. Это не значит, что вы должны закрыть глаза и пусть ребёнок смотрит что угодно. Это значит — понимать, что ребёнок случайно или нарочно может найти взрослый контент, и осознавать, что его психика достаточно зрелая, чтобы это переварить.
    Минимум, что нужно сделать, — установить режим безопасного поиска и безопасный режим на YouTube. И время от времени просматривать историю поиска в браузере.
    И конечно, стоит поговорить с ребёнком «про это».


    5. Мошенничество
    Если ребёнок начал чаще просить положить ему деньги на телефон, возможно, он случайно подписался на платную услугу, которая снимает их ежедневно. А может, у него украли страничку в социальной сети.
    Дети не всегда осознают, что нематериальные вещи — пароли, ключи — имеют реальную ценность. Этим и пользуются интернет мошенники. Попасть под удар довольно просто:
    •    Отправить СМС с сообщением на определённый номер. Этого достаточно, чтобы подключить платную услугу.
    •    Передать данные банковской карты. Этого хватит, чтобы совершить покупку в интернете. Кстати, даже если у вас настроено подтверждение покупок с телефона, то для иностранных магазинов оно не требуется — деньги могут списать и без подтверждения.
    •    Ввести пароль в открытой сети Wi Fi или на чужом компьютере. Если вы пренебрегли мерами безопасности, ваш аккаунт в соцсетях или почту могут увести.
    Что делать
    Не давайте детям ваши банковские карты, даже если нужно оплатить заранее согласованную с вами покупку. Все платежи на игровых аккаунтах тоже должен совершать только взрослый!
    Договоритесь, что вы будете регулярно проверять подключённые услуги связи на телефоне ребёнка. Научите детей создавать надёжные пароли к своим аккаунтам (не 12345 и qwerty) и объясните, почему их нельзя сообщать даже друзьям.


    6. Контакты с незнакомцами
    Вашему ребёнку в соцсети в начале учебного года пишет некто, представляющийся новеньким одноклассником, и просит сообщить домашний адрес, чтобы вместе пойти в школу. Такой «одноклассник» может оказаться кем угодно. Например, взрослым, который планирует похищение и для этого узнаёт адрес и маршрут до школы.
    Или ребёнок решает снять тур по дому, чтобы выложить на YouTube, и в ролике прекрасно видны дорогая техника, украшения и так далее. После просмотра такого видео злоумышленник сможет составить схему квартиры и спланировать ограбление.
    Что делать
    Следите, с кем общается ребёнок в соцсетях. Объясните, что реальное фото на аватарке не говорит о том, что и человек — реальный.
    Прислушивайтесь к детям. Если ребёнок пять раз просит сходить с ним в кино, а вы вечно заняты, в какой то момент он перестанет вас «дёргать». И в этом случае он может оказаться очень рад поддержке незнакомца в Сети.
    Если вы заметили, что ребёнок с кем то регулярно переписывается, поговорите об этом, только максимально спокойно: «Как вы познакомились? На твой взгляд, ему можно доверять? Виделись ли вы в офлайне?» Худшая реакция — напасть, уличив ребёнка в таком общении, и отругать. Он закроется и ничего вам больше не расскажет. Если ребенок не реагирует на спокойную беседу и продолжает переписку с кем то, кто кажется вам подозрительным, очень советую сходить к детскому психологу и посоветоваться, что можно сделать.

    1.    Время от времени обсуждайте опасности, которые могут грозить ребёнку в Сети. Послушайте его мнение, поделитесь своим. Полезно вместе посмотреть ролики, которые нравятся ребёнку, и обсудить их спокойно, без осуждения.
    2.    Проводите время лично с ребёнком — без братьев, сестёр и второго родителя. Детям важно временами побыть только с мамой или только с папой. Займитесь вместе чем то интересным: сходите в кино, на экскурсию, съездите в однодневное путешествие или просто прогуляйтесь по новому маршруту.
    3.    Соблюдайте цифровую гигиену: установите антивирус, программы родительского контроля, проверяйте историю браузера. Если у ребёнка это вызывает сопротивление, объясните, что это ваше родительское право. Когда он вырастет и будет жить отдельно, то у него будут свои правила, а пока рамки определяете вы.
    Интернет — это действительно токсичная среда, но полностью ограждать от неё детей не выход. Лучше стройте доверительные отношения, чтобы ребёнок мог поговорить с вами обо всём, что его смущает или беспокоит.

    Педагогам

    Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях:

    • нормативно-правовой;
    • морально-этический;
    • административно-организационный;
    • физический;
    • технический.

    Нормативно-правовой способ защиты
    Основным документом, определяющим степень угроз и меры обеспечения информационной безопасности обучающихся в образовательной организации, является «Национальная стратегия действий в интересах детей». Она предусматривает приоритет мер, направленных на защиту сознания ребенка от информационного воздействия агрессивного характера. Меры по защите информационных систем и баз данных имеют второй уровень приоритетности. Законодательством определяются данные, которые должны быть защищены от несанкционированного доступа третьих лиц. К числу таких сведений относятся:

    • персональные данные;
    • конфиденциальные сведения;
    • служебная, профессиональная, коммерческая тайна.

    Порядок обеспечения безопасности персональных данных регламентируется Трудовым кодексом, Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об информации» и другими актами. Конкретные меры по защите данных, используемое для этого аппаратное и методическое обеспечение определяются законами и профильными ГОСТами.

    Морально-этические средства обеспечения информационной безопасности
    Система морально-этических ценностей имеет особое значение в сфере образования. Она служит основой для выработки комплекса мер, направленных на защиту детей и подростков от информации этически некорректного, травмирующего, противозаконного характера. Защита детей от пропаганды основывается на законе «О защите прав ребенка». Этим актом определяются права детей на защиту от информации, которая может стать причиной моральной травмы. В рамках мер по обеспечению ИБ создаются перечни источников (программ, документов и т. д.) способных травмировать детскую психику. В результате принимаемых мер должен предотвращаться доступ таких источников на территорию образовательного учреждения.

    Меры административно-организационного характера
    Система административно-организационных мер строится на базе внутренних регламентов и правил организации, которыми регламентируется порядок обращения с информацией и ее носителями. В том числе должны быть разработаны:

    • должностные инструкции;
    • внутренние методики по ИБ;
    • перечни не подлежащих передаче данных;
    • регламент взаимодействия с уполномоченными государственными органами по запросам о предоставлении информации и т. д.

    Разработанными методиками должен определяться порядок доступа учеников в интернет во время занятий в компьютерных классах, меры по предотвращению доступа детей к определенным ресурсам, предотвращение использования ими своих носителей информации и т. д.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie